В данном подразделе Вы найдёте основания для отказа Продавцом Покупателю в возврате последнему уплаченных им Правообладателю средств за лицензию. Кроме указания самих оснований отказа, мы приведём, также, ссылки на действующее законодательство РФ.
В выше указанном разделе 1 ("Основания для возврата уплаченных средств за лицензию") приводится исчерпывающий перечень (с учётом описанных потенциальных по договорному праву с волеизъявления стороны) причин возврата денежных средств (уплаченных по лицензионному договору), который подтверждается и действующим российским законодательством. Это значит, что во всех остальных случаях, не поименованных в указанном первом разделе, по закону у правообладателя нет обязательства по возврату полученного лицензионного вознаграждения.
В соответствии с частью 1 статьи 1235 и частью 1 статьи 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации: по лицензионному договору (который является основанием платежа) одна сторона – правообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.
То есть, по договору между правообладателем и пользователем предоставляется
именно право использовать программный продукт, а не что-то иное. Если правообладатель всё исполнил и предоставил надлежащим образом лицензию и доступ, то никаких существенных нарушений условий нет, а значит у лицензиата нет права на односторонний отказ от исполнения договора.
При этом, уплаченная сумма никак не может являться для нас неосновательным обогащением, потому что она уплачена во исполнение договора и приобретение лицензии, а использует или нет Пользователь своё право - это уже его выбор.
Есть Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым в пункте 40 чётко определено: По смыслу пункта 5 статьи 1235 ГК РФ в его взаимосвязи с пунктом 4 статьи 1237 ГК РФ вознаграждение по возмездному лицензионному договору уплачивается за предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
В связи с этим лицензиару не может быть отказано в удовлетворении требования о взыскании вознаграждения по мотиву неиспользования лицензиатом соответствующего результата или средства.
Таким образом, в соответствии с законодательством предмет лицензионного договора ограничен передачей прав на использование, следовательно лицензиар вправе не возвращать пользователю (лицензиату) оплату. Следует обратить внимание, что лицензия не является товаром или услугами, а значит на неё не распространяются положения о защите прав потребителя.
В связи с такими обстоятельствами, Роспотребнадзор РФ опубликовал памятку для
пользователей в отношении бесплатного доступа к онлайн-продуктам (наши примечания/комментарии приводятся в скобках с указанием "дополнение от Licpro"):
1. Ознакомьтесь с пользовательским соглашением сервиса или платформы до заключения договора (регистрации, оформления подписки). Обратите внимание на разделы «Оплата», «Права и обязанности пользователя» или аналогичные им (дополнение от Licpro.ru: крайне так же важно обращать внимание на раздел "Оферта" или "Публичная оферта", так как она является юридически значимым документом - фактически заключаемым договором посредством акцепта посетителя сайта). Посмотрите порядок расторжения пользовательского соглашения, правила возврата платежей, условия о привязке банковской карты к аккаунту, об автоподписке (автоматическом списании денег с карты), о нарушениях, за которые может быть заблокирован аккаунт.
2. При оформлении подписки с условием бесплатного или иного льготного периода (например, подписка за 1 рубль, в подарок при покупке оборудования или иных товаров и услуг и др.) всегда обращайте внимание на стоимость доступа в последующие периоды.
3. Большинство сервисов и платформ предоставляют доступ к контенту после процедуры привязки банковской карты к зарегистрированному аккаунту. ВАЖНО: как правило это означает автоматическое списание ежемесячной стоимости подписки.
4. Не забывайте управлять своими подписками. Большинство потребителей, приобретая доступ к нескольким сервисам, по истечении периода подписки (месяц, квартал, год) забывают об автоматическом списании денежных средств по окончании этого периода.
5. Если позволяют настройки – воспользуйтесь возможностью управления оплатой за выбранный сервис или контент в ручном (неавтоматическом) режиме. В таком случае денежные средства не будут списаны с карты, если Вы перестали пользоваться сервисом и забыли о подписке.